От наскальной живописи — до билбордов
Древний мир
Большие изображения люди начали создавать с незапамятных времён, практически сразу, как только научились рисовать. Учёные до сих пор ведут споры о способе нанесения непонятной нам рекламы (возможно, социальной) на плато Наска в Перу. Эти произведения настолько огромны, что смогли быть рассмотрены только после изобретения авиации.
Примеров более скромных также более чем достаточно. Большие наскальные живописи, большие фрески, мозаики, картины размером со стену собора или замка можно встретить повсюду. Но все эти изображения изготавливались вручную, индивидуально.
Начало широкоформатной печати
По мере развития технологий понятие «тираж» вошло в употребление, и к середине XX века подавляющее большинство печатной продукции производилось массово. Тем не менее, полотна большого формата всё ещё оставались эксклюзивной и крайне дорогой продукцией.
Всё изменилось в 1989 году, когда компания VUTEk выпустила революционное на тот момент устройство для распыления краски под управлением компьютера — Airbrush. Ширина печати почти 2,5 метра резко расширила форматные возможности. Главное — был создан прецедент и обозначен новый технологический тренд. Он был принят рынком с большим энтузиазмом, и продолжение не заставило себя ждать.
Уже в 1990 году Моше Нур завершил разработку прототипа «Nur Outboard» — печатающего устройства, которое произвело настоящую революцию на рынке рекламы. С 1991 года компания Nur Macroprinters приступила к серийному выпуску пьезоэлектрических широкоформатных принтеров, позволяющих быстро и относительно недорого производить наружную рекламу невиданного ранее качества.
Благодаря новой технологии печать плакатов стала не сложнее, чем производство листовок — и это изменило облик городов. На улицах начали появляться крупные цветные рекламные щиты, затем билборды, баннеры, брендмауэры, перекиды — всё то, без чего сегодня трудно представить образ современного большого города и даже оживлённой магистрали.
Украина, наши дни
По различным данным, первый широкоформатный принтер появился в Украине в 1999 году. Затем страна пережила такой же бум внешней рекламы, как и государства Запада. В течение нескольких лет количество продавцов широкоформатного оборудования и фирм, оказывающих такие услуги, увеличилось в десятки раз.
К началу третьего тысячелетия отечественная наружная реклама подошла полностью подготовленной. Сейчас в Украине представлены практически все технические новинки в этой сфере, а конечный продукт не уступает лучшим мировым аналогам.
Новые возможности
Скорость
Большое изображение можно получить, распечатав множество маленьких листов и аккуратно склеив их вручную в виде огромного сборного плаката. Но в этом случае будет нарушен первый, вероятно главный принцип широкоформатной печати — скорость.
Современное оборудование, например плоттер Mutoh серии ValueJet (Япония), способно печатать цветные изображения со скоростью десятки м² в час. А в режиме низкого разрешения, который используется для печати на баннерной ткани и сетке — до сотни м² в час.
Это создаёт принципиально новые возможности для производства наружной рекламы. Сегодня можно и нужно успевать реагировать на текущие события. Технически ничто не мешает печатать газеты размером с тротуар и менять их ежедневно — до выхода людей на работу.
Качество
Как правило, на билбордах, высоко расположенных баннерах и другой наружной рекламе, которую зритель не рассматривает вблизи, используется печать невысокого качества.
Но разрешение широкоформатных принтеров позволяет создавать фотореалистичные изображения. При необходимости, особенно в интерьерной печати, качество может достигать 1200 dpi, 1440 dpi и выше. В сочетании с профессионально подготовленным макетом результат бывает впечатляющим.
Долговечность
Первые широкоформатные отпечатки быстро выгорали на солнце и смывались дождём. С тех пор химический состав красок значительно эволюционировал. Чернила на основе сольвента позволяют получать насыщенные яркие цвета — всех оттенков, что в начале развития технологии было отдельной проблемой.
Материалом для печати давно служит не только бумага, но и многие другие долговечные носители — баннерная ткань, сетка, винил. Для оформления световых конструкций и витрин используется печать на плёнке, которая также способна служить годами.
Масштаб наружной рекламы сегодня ограничивает только фантазия. Можно напечатать всё что угодно, любых размеров и цветов — и использовать столько времени, сколько это нужно.
Зовнішня реклама: виготовлення та розміщення