Історія реклами на транспорті

История рекламы на транспорте

Ещё с древних времён реклама стала неотъемлемой частью життя людей.
Первые рекламные сообщения были обнаружены в Египте при раскопках города Мемфис и датируются I тысячелетием до н. э..
Реклама появилась вместе с развитием письменности и торговых отношений.

В древнем мире люди информировали других о своих товарах и услугах — это была примитивная форма рекламы. Объявления наносили на таблички, позднее — на папирус, а также передавали устно. С развитием промышленности и технологий менялись и носители рекламы. История рекламы на транспорте напрямую связана с появлением транспортных средств. XIX век — это время изобретения автомобиля и начало новой рекламной эпохи в развитых странах.

Носители рекламы изменялись вместе с развитием промышленности и технологий.
История рекламы на транспорте нерозрывно связана с появлением самих транспортних засобов. XIX век стал периодом изобретения автомобиля, что дало старт совершенно новому рекламному носителю в развитых странах.

В истории рекламы на общественном транспорте стоит выделить ключевые даты — годы появления трамваев и троллейбусов:
Ключевые даты в истории рекламы на общественном транспорте

  • 1881 г. — первая трамвайная линия открыта в Берлине.
    В Российской Империи первые трамваи появились в: Киеве — 1892, Нижнем Новгороде — 1896, Москве — 1899.
  • 1882 г. — создание троллейбусов в Германии. В СССР троллейбусы начали курсировать только с 1933 года.

Первые рекламные примеры

Исследователи отмечают, что первые рекламные сообщения на транспортных средствах относятся к середине XIX ст.
В это время реклама активно развивалась в Великобритании и США. Чаще всего на транспорте размещали объявления о магазинах, услугах и театральных постановках.

Американский исследователь AGNEW H.E. писал в 1932 г., что в XIX ст. в США реклама на плакатах размещалась буквально «где была возможность» — в том числе на грузовиках, которые стояли вдоль дорог. Один предприниматель оклеил плакатами все свои грузовые автомобили, сообщая, что именно они перевозят его товар. Сегодня это можно назвать брендированной корпоративной рекламой.

В начале XX века в США начали внедрять законы по регулированию размещения внешней рекламы.

На городском конном транспорте размещена реклама представления в оперном театре, город Новый Орлеан, 1880-е годы.
[http://en.wikipedia.org/wiki/Bus_advertising]

В истории транспорта Лондона можно найти сведения о первых рекламных плакатах и баннерах на общественном транспорте — автобусах и трамваях.

В конце XIX века для перевозки пассажиров использовались автобусы с лошадьми, пассажиры размещались на крыше транспортного средства. Лавка находилась посередине вдоль автобуса.

Для комфорта людей на транспортном средстве начали делать борта — доски, которые предприниматели сразу начали использовать для размещения рекламы своего бизнеса, а лестницы, по которым поднимались на крышу, завешивали баннером. Такие же борта начали делать и на автобусах с двигателями.

С внедрением трамваев возможности для размещения рекламы увеличились, поскольку увеличился размер транспортных средств. Электрификация в начале XX века увеличила количество трамваев и их размеры, что открыло широкие возможности для размещения рекламных сообщений.
С внедрением трамваев возможности для размещения рекламы увеличились, поскольку увеличился размер транспортных средств. Электрификация в начале XX века увеличила количество трамваев и их размеры, что открыло широкие возможности для размещения рекламных сообщений.
[A BRIEF HISTORY OF ADVERTISING ON LONDON TRANSPORT, M.A.C.Horne, 2003]

Кроме коммерческой рекламы своеобразной рекламой на транспорте можно считать знаки специальных служб — пожарной, скорой помощи, милиции, которые использовались для распознавания их транспорта. Автомобили окрашивали в специальные цвета, которые соответствовали определённой службе. Такая практика распространилась в различных странах мира с начала 20 века.

20 век принёс активное развитие промышленности, создание большого количества товаров массового потребления, конкуренцию на рынке. Реклама стала незаменимой для развития бизнеса в самых разнообразных сферах. В это время развитие рекламы было обусловлено этапами создания самых известных торговых марок:

  1. На рубеже 19–20 веков появляются «American Express», Budweiser, Coca-Cola, Gillette, Goodyear, Heinz, Levi-Straus.
  2. «Першовідкривачі» (1900–1950) — Disney, Guinness, Harvard Business School, Hoover, IBM, Kodak, McKinsey & Co, Mercedes, Sony, Toyota.
  3. Первый «золотой век» брендов (1950-е годы) — Barbie, Marlboro, Harley-Davidson, Hewlett-Packard, Holiday Inn, Lego, Wal-Mart.
  4. Затишье перед бурей (1960-е – 1970-е годы) — Apple, Benetton, Federal Express, IKEA, Intel.
  5. Глобальный «золотой век» (1980-е и 1990-е годы) — Haagen-Dazs, Microsoft, Nike, Starbucks.[с. 33]. Стюарт Крейнер, Дез Дирлав. Брэнды, которые изменили бизнес: Полная коллекция величайших брэндов мира / Пер. с англ. — СПб.: «Крылов», 2004. 320 с.

Данные бренды проводили широкие рекламные кампании, используя городской общественный транспорт в городах США и Европы для размещения рекламы. Совершенствовались транспортные средства и материалы, которые использовались для нанесения рекламы.

Реклама на транспорте, или транзитная реклама в Украине

Новая история рекламы начинается с 80-х гг. ХХ века, когда международные компании начинают выходить на рынок СССР. В постсоветский период транснациональные корпорации получают открытый доступ к рынкам России, Украины и других государств. Население узнаёт о таких торговых марках, как Pepsi-Cola, Camel, Sony, Sharp и другие. Компании в маркетинговых стратегиях на новых рынках используют американский и европейский опыт.

Началась конкуренция между международными корпорациями за свободное информационное пространство в больших городах — реклама появляется на радио, телевидении, на щитах, и как новый носитель начинают использовать общественный транспорт.

В 1992 году в Киеве и областных центрах первые рекламные изображения появляются на троллейбусах, позже и на трамваях и другом транспорте. Это была имиджевая реклама, задачей которой было сделать тот или иной продукт узнаваемым для потенциальных клиентов.

Можно выделить такие этапы в истории транзитной рекламы в Украине:


• этап бурного развития;
• становление и специализация;
• расширение рекламных кампаний на регионы;
• современный этап.

С развитием производства и созданием национальных торговых марок реклама на транспорте закрепляется как реклама на корпоративном транспорте, который доставляет продукцию по Украине и на экспорт.

На сегодня существует большое количество компаний, которые занимаются непосредственно размещением рекламы на транспорте и обладают полным циклом производства — от создания оригинального дизайна до прямых контактов с автотранспортными предприятиями в городах. Стали доступными высококачественные материалы, которые позволяют создавать яркую и эксклюзивную рекламу на трамваях, троллейбусах, автобусах.

Современное информационное пространство города, которое влияет на покупателей, достаточно насыщено рекламными сообщениями, поэтому нынешние требования к рекламе на транспорте значительно выше, чем в начале её внедрения. В настоящее время потенциальный покупатель требователен и хочет получать качественный рекламный продукт, который не будет слишком навязчивым и при этом привлекать внимание.

Развитие рекламы на транспорте как в Украине, так и в мире продолжается, поскольку создаются новейшие транспортные средства, новые материалы для изготовления рекламы. Это расширяет возможности для воплощения креативных рекламных идей и обеспечивает стабильное развитие и эффективность рекламы на транспорте.